Динамические нагрузки
Тс же самое происходит при скольжении друг по другу двух эвольвент. При малых скоростях, даже если зубья неточны, работа происходит бесшумно — без ударов. При значительных скоростях неточности исполнения — бугорки на зубьях ударяют по сопрягающимся профилям, скорости шестерен меняются, равномерность вращения нарушается, зубья шестерен, отрываясь друг от друга, вновь с ударом входят в сцепление.
Эти удары и являются причиной шума при работе. Они вызывают значительные добавочные динамические нагрузки на зуб, которые приводят шестерни к преждевременному износу и выходу из строя.
До сих пор нет теоретического метода подсчета усилий, возникающих в зубчатой паре в момент так называемого второго удара. Несомненно, что именно в момент этого второго удара в паре возникает максимальное усилие, и оно должно явиться основным расчетным усилием.
В настоящее время величина этого динамического усилия подсчитывается по эмпирическим формулам. Такими эмпирическими формулами, учитывающими динамические нагрузки, вызываемые ошибками исполнения и широко применявшимися в прежние годы, были формулы.
При небольших окружных скоростях они давали удовлетворительные результаты.
При больших скоростях они дают сильно завышенные значения динамических нагрузок. В последние годы был предложен ряд эмпирических формул с сильно отличающимися друг от друга результатами.
Ошибка в зацеплении является результатом неточности обработки зубьев.
С другой стороны, эта ошибка и есть первопричина, вызывающая динамические нагрузки.
Выбор допустимой ее величины должен учитывать, с одной стороны, требования качества, с другой — возможности изготовления и носит несколько субъективный характер. Первая дает величину ошибки у шестерен, изготовленных по различным классам точности.
Основываясь на этой таблице, мы можем связать наш расчет с возможностями и опытом цеха.
Вторая связывает величину ошибки с окружной скоростью, причем критерием выбран умеренный шум шестерен.