Какие свечи зажигания лучше: калийное число, ресурс, зазор и рейтинг свечей зажигания

Есть детали автомобиля, принцип работы которых не изменился со времен своего изобретения. Свеча зажигания – одна из таких деталей. И как многие другие «расходники», это предмет споров «какие лучше». Чтобы не спорить, давайте просто разберемся что и как работает.

Назначение и принцип работы
Топливо-воздушная смесь в камере сгорания бензинового двигателя не загорается сама – ему нужна искра. Этим и занимается свеча зажигания. Инженеры Роберта Боша, которые изобрели эту деталь в начале двадцатого века, использовали простое свойство электричества – если пропустить ток по одному металлическому электроду и рядом с ним будет другой металлический электрод, то между ними возникнет дуговая искра. Она и поджигает топливо-воздушную смесь в двигателе. В свече ток проходит по центральному электроду, а для возникновения искры есть боковой электрод.

Что такое калильное число
Свеча в процессе работы может нагреваться настолько, что возникает калильное зажигание, когда топливо-воздушная смесь загорается не от искры, а от слишком горячей свечи. Калильное число – это величина, которая обозначает время, когда возникнет калильное зажигание. Чем ниже число, тем «горячее» свечи, тем меньше это время. Чем выше – тем свечи «холоднее» и время дольше. Если поставить слишком холодную свечу в не очень мощный двигатель, то свеча не будет достаточно нагреваться, чтобы самоочищаться от продуктов сгорания и быстро закоксуется. И наоборот – если поставить «горячую» свечу в мощный двигатель, свеча будет перегреваться, возникнет калильное зажигание, двигатель будет работать со сбоями и в нем возникнут повреждения. Проблема в том, что у мировых производителей свечей нет общего стандарта обозначения калильного числа, хотя в интернете есть сравнительные таблицы разных брендов с ГОСТами. Поэтому подбирать свечи зажигания по этому параметру очень не просто, хотя и можно. С другой стороны, производители сделали всю работу за вас – они уже подобрали свечи под каждый конкретный двигатель, исходя из стандартных условий его эксплуатации. Например, на автомобиль Лансер 9 свечи зажигания устанавливают с калильным число 6 (по таблице NGK), это значит что свечи зажигания холодные. А на Мазду 3 свечи с индексом 5, что означает, что свечи горячие и быстрее нагреваются. Ставить более горячие свечи с меньшим калильным числом вряд ли стоит – разве что вы реально большую часть времени стоите в пробках. А холодные свечи с высоким калильным числом можно использовать, если вы любитель быстрой езды и выжимаете из своей машины максимум.

Зазор свечей зажигания
Расстояние между центральным и боковым электродами называют зазором свечей зажигания. На что он влияет? Если зазор слишком большой – растет риск пробоя искры. Она становится сильнее, но возникает не всегда. Если зазор слишком маленький – искра стабильная, но слабая. В обоих случаях – имеем пропуски зажигания. Важный вопрос — нужно ли выставлять этот показатель? Нет. С тех пор, как наши деды или отцы игрались с зазором на карбюраторных моторах с трамблером, прошло много времени. Автомобили стали существенно сложнее, поэтому производители автомобилей и запчастей стараются все сделать за вас. Поэтому свеча, которая подходит под ваш двигатель, уже имеет нужный зазор между электродами. В среднем зазор между электродами свечи зажигания для бензинового двигателя составляет от 0,7 до 1,25 миллиметров. Например, свечи зажигания на Шкоду Октавию А5 1.8 TSI имеют зазор 0.7 миллиметра, а на Вектру С 2.2 свечи ставят с зазором 1.1 мм. Есть нюанс в том, что со временем под действием тока электроды изнашиваются и зазор становится больше. В таком случае его действительно можно вернуть в исходное состояние принудительно. Или все-таки заменить свечи, потому что их характеристики изменились, а это значит, что они уже использовали свой ресурс.

Нужно ли менять свечи под газ
Важный вопрос, который возникает у каждого владельца автомобиля с ГБО. Горение газовой смеси действительно отличается от бензиновой. Она горит мощнее (октановое число выше), горячее (температура двигателя и всех компонентов рядом выше) и чище (возникает меньше отложений). Ее легче поджечь, что в нашем случае означает, что зазор между электродами может быть меньше – в среднем 0,7-0,8 миллиметров. А вот дальше начинается поле для споров.

В ассортименте всех производителей свечей есть «газовые» свечи. И может быть все бы не заморачивались и использовали их, если бы они не стоили дороже. Иногда существенно. Производители объясняют это тем, что для газовых двигателей нужны свечи с электродами из более термостойких металлов. Это драгоценные металлы вроде иридия и платины, что делает свечи дорогими. Но, и это доказано на практике многим владельцами, обычные бензиновые свечи с меньшим зазором и большим калильным числом тоже прекрасно справляются со своей задачей. Ну и добавьте сюда тот факт, что реально отследить, что и как влияет на характеристики работы двигателя очень сложно – как минимум это могут быть свечи, настройки работы ГБО и качество топлива. Как итог – вечные споры на тему «газовые свечи – это маркетинг производителей или необходимость».

Ресурс свечей зажигания
По словам производителя Denso, стандартный срок службы обычных свечей с никелевым центральным электродом может быть от 30 до 45 тысяч километров. В случае с платиновыми свечами – это уже 70-80 тысяч, а иридиевые ходят и того дольше – до 100 тысяч и выше. Это усредненные показатели. Лучше каждые 10-15 тысяч проверять состояние свечей (самостоятельно или на СТО) и принимать решение об их замене.

Какие свечи являются никелевыми, платиновыми и иридиевыми – обычно понятно из кода детали. Также эта характеристика указывается в описании. Еще свечи стандартно имеют один боковой электрод, но могут иметь и два, три или даже четыре. Например, свечи на Гольф 4 1.6 имеют три электрода и их ресурс 60 тыс км. Это действительно улучшает конструкцию и надежность работы свечи. В чем отличие одной серии от другой – можно почитать на сайтах производителей запчастей. Но в общем отметим, что применение драгоценных металлов – это необходимость, возникшая в процессе создания современных моторов, которые должны быть меньше, при этом мощнее, надежнее и чище. И без применения платины и иридия в производстве электродов достичь таких результатов было бы проблематично.

Комментарии запрещены.