Что такое октановое число?

Практически любой автовладелец рано или поздно задавался вопросом, что же такое октановое число? В нашей статье мы постараемся ответить на этот вопрос.

Как правило, большинство современных автомобилей оснащено четырехтактными двигателями. Первый такт – впуск, второй – сжатие, третий – рабочий ход, четвертый – выпуск.

Вот на втором такте и происходит сжатие смеси воздуха и топлива при помощи поршня до такого состояния, при котором она поджигается при помощи искры свечи.

А октановое число, само по себе не имеющее физического смысла, показывает степень сжатия топлива до его самовоспламенения.

Многие ошибочно считают, что, чем выше октановой число, тем быстрее сгорает топливо. Это не так, при высоком октановом числе бензин имеет свойство сгорать медленнее, благодаря чему мотор работает ровно, без лишних стуков и рывков.

В случае воспламенения бензина раньше положенного, движок начнет работать с опасной детонацией. Более того, увеличится скорость износа клапанов и седел под них, образуется дополнительный нагар и еще много того, что может стать причиной быстрого выхода мотора из строя.

Для того, чтобы установить октановое число бензина, можно воспользоваться октанометром. Но, учитывая то, что его погрешность составляет 5-10 единиц, особо надеяться на точность проверки не стоит. Гораздо эффективнее провести лабораторные исследования.

В лаборатории это можно сделать любым из двух способов: моторным (MON) и исследовательским (RON). Если на российских автозаправках практикуется декларирование октанового числа, полученного только на основании исследовательского метода, то, например, в США используется октановый индекс, полученный методом вычисления среднеарифметической цифры, сложенной по итогам и одного, и другого метода.

Многие автовладельцы задаются вопросом, можно ли заправлять автомобиль топливом, несоответствующим требованиям производителя конкретного автомобиля?

Если создалась безвыходная ситуация, например, когда в пути закончился бензин и надо дотянуть до ближайшей АЗС, то бензин с другим октановым числом не должен успеть нанести двигателю непоправимый ущерб.

Если двигатель работает в штатном режиме, а машина просто не «тянет», то волноваться не стоит. Просто поезжайте на ближайшую заправку, стараясь не перегружать мотор излишней динамикой езды. Но будьте особо внимательны, если слышите со стороны двигателя звонкие звуки, обозначающие, что смесь детонирует раньше времени.

Это может привести к перегреву мотора со всеми вытекающими неприятными последствиями.

Комментарии запрещены.