Увлажнение пластов

На исходном участке пласта и в ненарушенной зоне остаточная газоносность не изменилась, а за пределами зоны гидроразрыва, где увлажнялся ненарушенный пласт, остаточная газоносность возросла на 21-32 %. Аналогичные результаты по увеличению остаточной газоносности угля получены на шахте Стахановская при увлажнении водой пласта 14 и на шахте Кировская, где пласт увлажняли 1 %-ным раствором жидкого стекла. Таким образом, исследования показали, что увлажнение угольных пластов водой, 2,5 %-ным раствором хлорида натрия и 1 %-ным раствором жидкого стекла сопровождается снижением газопроницаемости угольного массива, замедлением десорбции газа из отбитого угля, увеличением остаточной газоносности угля.

Совокупность этих факторов приводит к значительному уменьшению газообильности очистных забоев.

Увеличение только остаточной газоносности может снизить абсолютную газообильность на 7-10 %, фактическое же ее снижение составляет около 20 %. Для установления эффективности управления газовыделением путем предварительного увлажнения угля эксперименты проводились на шахтах Караганды в течение длительного периода времени (с 1963 г.). Наблюдения за изменениями газообильности очистных забоев включили в себя определение остаточной газоносности угля, набранного в шахте со — свежеобнаженной поверхности, и расчет абсолютной газообильности лав путем замера концентрации газа на поступающей и исходящей струях (примерно в 10-15 м от лавы), а также замера количества воздуха, исходящего из лав. На шахте «Западная» исследования проводили по пластам к2 и 4. На пласте одна скважина закачивалась водой, а остальные -0,1 %-ным раствором смачивателя ДБ. Расстояние между скважинами составляло 15 м. Остаточная газоносность угля на участке, где был закачан раствор смачивателя ДБ, снизилась с 1,4 до 0,8 м3/т, т. е. снижение составило 43 %, что можно объяснить вытеснением сорбированного метана. По пласту 4 закачивали раствор с содержанием 5 %-ного хлорида кальция и 0,1 %-ного смачивателя ДБ.

Комментарии запрещены.

  • Рессора

    Рессо́ра (фр. ressort — пружина) — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки... 
    Читать полностью

  • Подвеска автомобиля

    Подвеска автомобиля, или система подрессоривания, — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой.... 
    Читать полностью

  • Передний мост

    Передний мост — комплекс узлов или отдельный агрегат шасси колёсной машины, соединяющий между собой передние колёса одной оси и служащий опорой передней части машины.... 
    Читать полностью

  • Мост управляемых колёс

    Мост управлямых колёс — агрегат колёсной машины, соединяющий между собой управляемые колёса одной оси. Посредством подвески мост крепится к раме машины или к её несущему... 
    Читать полностью

  • Механизм Ватта

    Механизм Уатта используется на задней оси в некоторых автомобильных подвесках в качестве усовершенствования тяги Панара. Оба метода предназначены для предотвращения... 
    Читать полностью