Неполное использование фильтрующего объема

Проведен расчет радиусов доступных пор на основании данных по удельному расходу жидкостей при увлажнении. Для пласта кх, общая пористость составляет 7 10-5 м3/кг (9,2 % объема угля), а минимальный радиус — 55 нм. Стедовательно, расстояние между мицеллами должно быть порядка ПО нм. Согласно этим данным вода, растворы хлорида натрия, хлорида кальция и смачивателя ДБ проникают в поры радиусом не менее 0,17 мкм, а раствор жидкого стекла — 0,3-0,7 мкм. Вытеснение свободного метана при движении жидкостей через поры и трещины в зоне влияния выработки приводит к истечению газа в рудничную атмосферу, повышая газообильность горных выработок. При проведении 3-го западного транспортерного штрека по пласту 12 (шахта им. Костенко) исследовано изменение концентрации метана в забое.

Воду, 1 %-ный раствор жидкого стекла и 5 %-ный раствор хлорида натрия нагнетали через длинные шпуры, глубина герметизации составляла 3-4 м. Поэтому жидкость при этом распространялась в нетронутом массиве и зоне повышенной проницаемости. В процессе нагнетания концентрация метана в забое возрастала на 0,2-0,5%, что свидетельствует о вытеснении газа.

При высокотемповом нагнетании газообильность повышается в 4-5 раз, что связано с дополнительным разрушением массива и вследствие этого интенсивной дегазацией призабойной зоны.

Увлажнение массива через длинные скважины при глубине герметизации 10-12 м исключает возможность истечения газа в выработки.

В этом случае перемещение метана создает участки пласта повышенного газосодержания. На шахте им. Костенко произведен гидроразрыв пласта 12. В качестве несущей жидкости использовалась вода.

Гидроразрыв происходил при давлении воды 10-12 МПа и расходе 1,0-1,4 м3/мин. При отработке этого участка пласта газовыделение из забоя на границах зоны гидроразрыва увеличилось в 2-2,5 раза по сравнению с таковым внутри зоны и за ее пределами.

Комментарии запрещены.

  • Рессора

    Рессо́ра (фр. ressort — пружина) — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки... 
    Читать полностью

  • Подвеска автомобиля

    Подвеска автомобиля, или система подрессоривания, — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой.... 
    Читать полностью

  • Передний мост

    Передний мост — комплекс узлов или отдельный агрегат шасси колёсной машины, соединяющий между собой передние колёса одной оси и служащий опорой передней части машины.... 
    Читать полностью

  • Мост управляемых колёс

    Мост управлямых колёс — агрегат колёсной машины, соединяющий между собой управляемые колёса одной оси. Посредством подвески мост крепится к раме машины или к её несущему... 
    Читать полностью

  • Механизм Ватта

    Механизм Уатта используется на задней оси в некоторых автомобильных подвесках в качестве усовершенствования тяги Панара. Оба метода предназначены для предотвращения... 
    Читать полностью