Количественный фазовый анализ

Шпинели имеют весьма переменный состав, поскольку линии, их представляющие, размыты и ослаблены. Судя по периодам решетки в контакте с железом, предполагается наличие шпинелей, двукратно ионизированные позиции в которых занимает магний, а трехкратно ионизированные — железо.

Минеральный аналог этих шпинелей называют магнезиоферритом.

Однако магнезиоферрит имеет табличный период решетки, равный 8,36 kX, в то время как в контактной зоне его период решетки составляет 8,39 kX, что можно объяснить замещением части тетраэдрических (магниевых) позиций структуры железом. В контакте с магнезиоферритом находится железо с периодом решетки, близким к табличному.

В контакте со сплавом ЖС-6К возникает шпинель с несколько меньшим периодом решетки, чем магнезиоферрит (8,30 kX). Указанному значению периода решетки соответствует шпинель состава NiCr20. Замещение части позиций никеля в этой шпинели магнием определить трудно, так как значения периодов решеток обеих шпинелей очень близки (для MgCr204 8,305, для NiCr204 8,300 kX), а переменный состав полученных шпинелей не позволяет определить периоды решетки точнее.

Интенсивная дестабилизация в контакте с ЖС-6К позволяет считать замещение части никеля на магний весьма вероятным, а тот факт, что дестабилизация на хроме и никеле заходит дальше, чем на сплаве, заставляет предполагать, что это замещение неполно. В контакте с магнезиохромп-том находится не твердый раствор ЖС-6К, а чистый никель, поэтому можно считать, что на образование шпинели расходуется весь хром приконтактной зоны.

В контактной зоне со стороны хрома образуется шпинель, период решетки которой (8,01 kX) весьма низок для любых хромовых шпинелей. Он более или менее близок лишь к периоду решетки обычной шпинели MgAl204 (а = 7,987 kX). Количество этой шпинели незначительно, а в контакте с ней находится хром со значительно увеличенным периодом решетки (2,91 kX против табличного значения 2,88 kX). По-видимому, более высокие температуры плавления хрома приводят к несколько иной степени дестабилизации, при которой выделение периклаза совершается раньше, нежели успевает образоваться шпинель, а последняя в трехкратно ионизированном состоянии имеет не только хром, но и какие-то трехвалентные ионы из примесей с меньшим, чем у хрома, атомным радиусом.

Комментарии запрещены.

  • Рессора

    Рессо́ра (фр. ressort — пружина) — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки... 
    Читать полностью

  • Подвеска автомобиля

    Подвеска автомобиля, или система подрессоривания, — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой.... 
    Читать полностью

  • Передний мост

    Передний мост — комплекс узлов или отдельный агрегат шасси колёсной машины, соединяющий между собой передние колёса одной оси и служащий опорой передней части машины.... 
    Читать полностью

  • Мост управляемых колёс

    Мост управлямых колёс — агрегат колёсной машины, соединяющий между собой управляемые колёса одной оси. Посредством подвески мост крепится к раме машины или к её несущему... 
    Читать полностью

  • Механизм Ватта

    Механизм Уатта используется на задней оси в некоторых автомобильных подвесках в качестве усовершенствования тяги Панара. Оба метода предназначены для предотвращения... 
    Читать полностью