Физико-химические основы борьбы с пылью с применением пены

Изменение пенообразующей способности растворов с ростом концентрации связано с мицеллообразованием, поскольку при достижении критической концентрации мицеллообразования (ККМ) наблюдается максимальный объем пены, а в области ККМ происходит завершение формирования адсорбционного слоя, который приобретает максимальную механическую прочность. При дальнейшем увеличении концентрации ПАВ в растворе (выше ККМ) происходит снижение скорости диффузии молекул ПАВ в адсорбционный слой.

Влияние температуры на вспенивание зависит от природы ПАВ. Для ионогенных ПАВ оно с повышением температуры обычно увеличивается, а затем, пройдя через максимум, начинает снижаться.

Увеличение объема пены с ростом температуры связано с повышением давления внутри пузырьков, увеличением растворимости ПАВ, изменением процессов мицеллообразования, ростом поверхностной активности и т. д. Падение вспениваемости при высоких температурах обусловлено уменьшением прочности пленок пены. Характерная особенность неионогенных ПАВ — появление так называемой точки помутнения, соответствующей определенной температуре.

Пенообразующая способность растворов неионогенных ПАВ при достижении точки помутнения резко падает до определенного значения, которое при дальнейшем повышении температуры остается постоянным. Температура помутнения зависит от химического строения ПАВ, а само явление обусловлено понижением растворимости соединения с увеличением температуры.

Изучению пенообразующей способности при отрицательных температурах посвящено сравнительно небольшое число работ. Иследования проводили в основном для изучения возможности использования пен в зимнее время для тушения пожаров и применения для очистки поверхностей.

Пенообразующая способность растворов, используемых при тушении пожаров, заметно понижается при низкой температуре.

Однако вспенивание ухудшается при наличии в растворах ПАВ антифризов.

На пенообразующую способность растворов большое влияние оказывает рН, особенно для ионогенных ПАВ. В случае неионогенных ПАВ строгой взаимосвязи между вспениванием и рН среды не обнаружено.

Комментарии запрещены.

  • Рессора

    Рессо́ра (фр. ressort — пружина) — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки... 
    Читать полностью

  • Подвеска автомобиля

    Подвеска автомобиля, или система подрессоривания, — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой.... 
    Читать полностью

  • Передний мост

    Передний мост — комплекс узлов или отдельный агрегат шасси колёсной машины, соединяющий между собой передние колёса одной оси и служащий опорой передней части машины.... 
    Читать полностью

  • Мост управляемых колёс

    Мост управлямых колёс — агрегат колёсной машины, соединяющий между собой управляемые колёса одной оси. Посредством подвески мост крепится к раме машины или к её несущему... 
    Читать полностью

  • Механизм Ватта

    Механизм Уатта используется на задней оси в некоторых автомобильных подвесках в качестве усовершенствования тяги Панара. Оба метода предназначены для предотвращения... 
    Читать полностью