Фазовый анализ системы корунд — жидкий металл

В дальнейшем, излагая реакции взаимодействия металлов с корундом, целесообразно сопоставлять не значения периодов, а вычисляемые из них значения объемов элементарных ячеек. Для корунда объем ячейки Vm =0,866 а2с. Табличное значение объема элементарной ячейки корунда 252,358 kX, относительная ошибка определения 0,0015 kX. Данные анализа стенок корундовых тиглей по зонам при плавке в них металлов (ЖС-6К, хрома, железа Армко, никеля). Как видно, в третьей зоне корунд является единственной фазой с неизменным значением объема ячейки кристаллической решетки.

Во второй зоне корунд, испытавший термическое воздействие от жидкого металла, претерпевает некоторые изменения, в результате чего несколько увеличиваются периоды решетки и соответственно объем элементарной ячейки. Эти изменения объясняются частичной кристаллизацией минерального стекла, более богатого посторонними катионами переходных металлов, нежели уже закристаллизовавшийся корунд.

Ионные радиусы хрома, железа и никеля существенно больше ионного радиуса алюминия в сопоставимой степени ионизации.

В этой зоне наблюдается у-модификация окиси алюминия, сопряженная с низкими температурами кристаллизации.

Этим, по-видимому, объясняется менее значительное возрастание объема элементарной ячейки ос-А120з пир плавке хрома и железа, поскольку зоны с большими атомными радиусами этих металлов входят в у — А1203, а не в а-А1203. В зоне непосредственного контакта корунда с металлами объем элементарной ячейки корунда продолжает увеличиваться независимо от металла, с которым находится в контакте.

Это явление можно понять, если учесть наличие в системе изоморфных корунду гематита и окиси хрома с объемами ячейки, значительно превосходящими объем ячейки корунда, и неограниченную растворимость этих окислов. Однако рост объема элементарной ячейки корунда не настолько значителен, чтобы предполагать, что весь окислившийся металл растворяется.

Напротив, в корунде, очевидно, растворяется незначительная доля окислов металла, большая часть металла образует с корундом шпинелиды типа хромпикотита или феррипикотита.

Комментарии запрещены.

  • Рессора

    Рессо́ра (фр. ressort — пружина) — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки... 
    Читать полностью

  • Подвеска автомобиля

    Подвеска автомобиля, или система подрессоривания, — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой.... 
    Читать полностью

  • Передний мост

    Передний мост — комплекс узлов или отдельный агрегат шасси колёсной машины, соединяющий между собой передние колёса одной оси и служащий опорой передней части машины.... 
    Читать полностью

  • Мост управляемых колёс

    Мост управлямых колёс — агрегат колёсной машины, соединяющий между собой управляемые колёса одной оси. Посредством подвески мост крепится к раме машины или к её несущему... 
    Читать полностью

  • Механизм Ватта

    Механизм Уатта используется на задней оси в некоторых автомобильных подвесках в качестве усовершенствования тяги Панара. Оба метода предназначены для предотвращения... 
    Читать полностью