Что такое октановое число?

Практически любой автовладелец рано или поздно задавался вопросом, что же такое октановое число? В нашей статье мы постараемся ответить на этот вопрос.

Как правило, большинство современных автомобилей оснащено четырехтактными двигателями. Первый такт – впуск, второй – сжатие, третий – рабочий ход, четвертый – выпуск.

Вот на втором такте и происходит сжатие смеси воздуха и топлива при помощи поршня до такого состояния, при котором она поджигается при помощи искры свечи.

А октановое число, само по себе не имеющее физического смысла, показывает степень сжатия топлива до его самовоспламенения.

Многие ошибочно считают, что, чем выше октановой число, тем быстрее сгорает топливо. Это не так, при высоком октановом числе бензин имеет свойство сгорать медленнее, благодаря чему мотор работает ровно, без лишних стуков и рывков.

В случае воспламенения бензина раньше положенного, движок начнет работать с опасной детонацией. Более того, увеличится скорость износа клапанов и седел под них, образуется дополнительный нагар и еще много того, что может стать причиной быстрого выхода мотора из строя.

Для того, чтобы установить октановое число бензина, можно воспользоваться октанометром. Но, учитывая то, что его погрешность составляет 5-10 единиц, особо надеяться на точность проверки не стоит. Гораздо эффективнее провести лабораторные исследования.

В лаборатории это можно сделать любым из двух способов: моторным (MON) и исследовательским (RON). Если на российских автозаправках практикуется декларирование октанового числа, полученного только на основании исследовательского метода, то, например, в США используется октановый индекс, полученный методом вычисления среднеарифметической цифры, сложенной по итогам и одного, и другого метода.

Многие автовладельцы задаются вопросом, можно ли заправлять автомобиль топливом, несоответствующим требованиям производителя конкретного автомобиля?

Если создалась безвыходная ситуация, например, когда в пути закончился бензин и надо дотянуть до ближайшей АЗС, то бензин с другим октановым числом не должен успеть нанести двигателю непоправимый ущерб.

Если двигатель работает в штатном режиме, а машина просто не «тянет», то волноваться не стоит. Просто поезжайте на ближайшую заправку, стараясь не перегружать мотор излишней динамикой езды. Но будьте особо внимательны, если слышите со стороны двигателя звонкие звуки, обозначающие, что смесь детонирует раньше времени.

Это может привести к перегреву мотора со всеми вытекающими неприятными последствиями.

Комментарии запрещены.

  • Рессора

    Рессо́ра (фр. ressort — пружина) — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки... 
    Читать полностью

  • Подвеска автомобиля

    Подвеска автомобиля, или система подрессоривания, — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой.... 
    Читать полностью

  • Передний мост

    Передний мост — комплекс узлов или отдельный агрегат шасси колёсной машины, соединяющий между собой передние колёса одной оси и служащий опорой передней части машины.... 
    Читать полностью

  • Мост управляемых колёс

    Мост управлямых колёс — агрегат колёсной машины, соединяющий между собой управляемые колёса одной оси. Посредством подвески мост крепится к раме машины или к её несущему... 
    Читать полностью

  • Механизм Ватта

    Механизм Уатта используется на задней оси в некоторых автомобильных подвесках в качестве усовершенствования тяги Панара. Оба метода предназначены для предотвращения... 
    Читать полностью