Конструкции опор
Предположим, что мы слабо затянули болт и после этого стали его загружать от нуля до некоторого максимума Р. Тогда напряжение в болте будет колебаться. Отношение может оказаться равным и более, и это отношение окажется решающим для работы на усталость — болт будет работать плохо.
Дадим теперь болту сильную предварительную затяжку. Тогда отношение приблизится к единице.
При этих условиях болт до появления усталости выдержит значительно большее число колебаний нагрузки. Теперь необходимо определить, каким образом дать болту необходимую предварительную затяжку и как ее проконтролировать.
Для контроля силы завертывания гайки можно применить ключи с динамометрами, а величину силы завертывания гайки можно подсчитать по формулам, применяемым для расчета ходовых винтов. Следовательно, в этом отношении трудностей не встречается.
Однако практика отвергла этот способ, потому что момент завертывания зависит не только от коэффициента трения, но и от натяга по среднему диаметру резьбы, а также от трения в опорной поверхности гайки. Поэтому учесть сопротивление завертыванию гайки практически не удается.
В результате при одном и том же указании динамометра на ключе сила затяжки болта оказывается весьма различной.
В настоящее время при проверке затяжки болта измеряют его удлинение в процессе затяжки. Конструктивно опора должна быть выполнена так, чтобы болт работал именно так, как это предусмотрено расчетом.
Основным его правильной работы является отсутствие перекосив у оперных поверхностей головки и гайки.
Если перекошена, например, резьба в гайке или, что то же, опорная поверхность детали неровная, в болте возникает дополнительный изгибающий момент.
Напряжения, возникающие в стержне болта от этого момента, могут оказаться значительно больше, чем растягивающие напряжения от силы.