Допуски на шестерни с прямым зубом

Допуски на шестерни с прямым зубомВ соответствии с указанными выше требованиями эксплуатации разработаны стандарты допусков на шестерни. Особо следует отметить авиационные стандарты на шестерни. Для крупных прямозубых цилиндрических шестерен в авиационном стандарте предусмотрены три класса точности.

Необходимо сказать, что современная практика изготовления авиационных сильно нагруженных приводов вышла за классы стандарта: изготовляются шестерни с допусками, более жесткими, чем допуски 1-го класса. Что касается мелкомодульных шестерен, то допуски на них, предусматриваемые стандартом, доходят до предела современных возможностей точности изготовления.

Принимая во внимание недопустимость во многих современных механизмах мертвого хода, стандарт предусматривает шестерни, сцепляющиеся плотно. Например, посадка ЗС: боковой зазор между зубьями шестерен от нуля до нескольких сотых миллиметра.

Посадка ЗХ: гарантированный зазор в несколько сотых долей миллиметра и при более высоких значениях верхнего предела.

Изготовление мелкомодульных шестерен требует большого внимания и обязательно доводочных операций, в большинстве случаев шевингования.

Основным видом контроля всех шестерен является проверка биения. Фрезерование косозубых шестерен, как известно, не встречает трудностей и производится обычно на тех же зубофрезерных станках, на которых фрезеруются прямозубые шестерни.

Что касается контроля, то в этой части встречаются трудности. Первая трудность заключается в проверке угла наклона зуба, которая не может быть проведена так просто, как проверка параллельности прямого зуба оси шестерни.

Проверять угол наклона зуба можно, положив шестерню на точную рейку и проверяя положение ее торца по отношению к рейке. Такой способ очень сложен, и поэтому в серийном производстве обычно проверяют установку станка по эталонной шестерне, которая изготовляется при запуске серии и хранится в ОТК. Вторая трудность заключается в усложненной проверке биения профиля.

Теоретически проверка биения возможна только с применением шарика — для мелкозубых шестерен его можно напаять на боек индикатора.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.