Скольжение в сцеплении

Скольжение в сцепленииЭти образующие отсекут на эвольвентах соответственно участки, не равные по величине. Ближайший к основной окружности участок будет самым коротким, последующие будут возрастать по длине. Будем теперь поворачивать обе эвольвенты во взаимно-противоположные стороны, считая их шестернями, находящимися в зацеплении.

При повороте на угол на линии зацепления окажутся образующие, выходящие из точек. За время этого поворота участок скользнет по участку.

Во время следующего поворота участок скользнет по участку, участок 5 6-по участку ОГ. Таким образом, Мы видим, что чем Дальше Мы будет удаляться от полюса, тем больше будет разность в длинах участков.

Если мы выберем бесконечно-малые участки в пределах самого полюса, они, очевидно, будут равны и как равные участки они не будут скользить один по другому, а будут только перекатываться. Таким образом, при работе двух сопряженных эвольвент в полюсе мы имеем чистое качение, а вдоль остальных участков линии зацепления происходит качение и скольжение, причем чем дальше участок от полюса, чем ближе он к основной окружности, тем больше скольжение и, следовательно, тем больше износ.

Как мы только что видели, около основной окружности по очень короткому участку ОГ скользнет длинный участок.

Очевидно, что в этот момент участок ОГ как бы примет на себя всю работу скольжения и, следовательно, окажется в самых неблагоприятных условиях по износу.

На практике это явление хорошо заметно у шестерен невысокой твердости, у которых следы износа начинают появляться в части зуба, близкой к основной окружности. Теперь вернемся к вопросам подрезки.

Как мы видели выше, подрезка утоняет ножку и срезает часть рабочего участка эвольвенты около основной окружности, т. е. как раз тот участок, который наиболее подвержен износу, где происходит наибольшее трение и выделяется наибольшее количество тепла.

Очевидно, желательно удалить этот участок, устроить так, чтобы вращение передавалось от шестерни к шестерне другими участками эвольвенты, более качественными по соотношению между качением и скольжением.

Комментарии запрещены.