Моменты сопротивления рабочих машин в пусковой период
В этом отношении хорошей оценки заслуживает паровая машина. Сравним эту характеристику с характеристикой двигателя внутреннего сгорания.
При использовании паровой машины можно рассчитать ее работу, исходя из номинального момента на валу.
Имея большой пусковой момент, паровая машина трогает с места большой груз и, постепенно ускоряя движение, доводит механизм до рабочих скоростей.
Иначе обстоит дело с двигателем внутреннего сгорания, у которого момент мало изменяется по оборотам.
При необходимости ускорить движение нельзя рассчитывать на использование при работе всего максимального момента, так как если мы в начальный период нагрузим двигатель таким моментом, то у него не будет избытка, необходимого для ускорения, и двигатель может заглохнуть.
После сказанного ясно, почему, несмотря на плою экономичность и другие недостатки паровой машины и несмотря на повсеместное распространение двигателей внутреннего сгорания, основным источником тяги на железных дорогах до последнего времени оставался паровоз.
Необходимость ускорения больших масс, а также подъема этих масс на уклоны, когда скорость поезда уменьшается, делает паровую машину с ее крутопадающей характеристикой хорошим источником переменной силы.
Естественно встает вопрос: как работает двигатель внутреннего сгорания на автомобилях, которые также необходимо ускорять и поднимать на уклоны?
В автостроении этот вопрос решается постановкой вслед за двигателем коробки передач, которая как бы исправляет характеристику двигателя. Вводя в трансмиссию автомобиля передаточное число (включая 1-ю скорость в коробке передач), шофер, не изменяя характеристики двигателя, увеличивает момент на колесе в несколько раз. Этого увеличенного момента хватает для того, чтобы стронуть автомобиль с места.
Когда автомобиль сдвинулся с места и получил некоторую скорость, шофер переключает коробку на 2-ю скорость, доводит машину до большей скорости, переходит на 3-ю скорость и т. д.