Ковочные базы
Нередко за базы отливок картеров принимают поверхность фланца. Это вызывается тем, что колебания по толщине фланца незначительны и разметчику приходится намечать плоскость разъема картера, выдерживая размер, т. е. толщину фланца. Эта отливка устанавливается в базирующей детали узла цилиндрической частью диаметром и ложится на нее заплечиком диаметром.
Следовательно, сборочными базами, являются диаметр и торец закраины диаметром (координаты ). Технологически эти базы неудобны: они не дают возможности устанавливать деталь на станки во всех необходимых положениях.
Это привело к необходимости за производственные базы выбрать три плоскости.
Из этих плоскостей по конструкции детали в обработке плоскости не было надобности, но она обрабатывается как база. За литейные базы приходится выбирать те поверхности, которые не обрабатываются, но должны быть выполнены точно.
Такими поверхностями являются в данном случае поверхность цилиндра и буртик и необрабатываемая вертикальная задняя стенка. Это и есть литейные базы отливки.
Ковочные базы разберем на примере поковки шатуна автомобильного двигателя. Горизонтальной базой поковки является торец малой головки шатуна, который чеканится, следовательно, является достаточно ровной и точной поверхностью.
От этой поверхности проверяются все ошибки формы шатуна в специальном приспособлении.
Базой по длине является коническая вдавленность в малой головке (центр под сверло), выполняемая в штампе.
В соответствии с назначением основных частей машины, длительное время ее рассматривали как бы состоящей из трех самостоятельных механизмов: двигателя; привода; рабочего органа. Раньше, когда в качестве двигателя применялась паровая машина или механизмы, работавшие от энергии падающей воды, деление на двигатель, привод и рабочий орган было очень четким.